Дистанционные школы Украины: опыт репетитора

Привет! Меня зовут Людмила Шувар, я репетитор по математике, химии и физике для учеников 5-11 классов с опытом работы больше 10 лет. С хоумскуллерами и экстернами Украины, России и США  работаю 6 лет. Стаж указываю не похвастаться, а чтобы не пришлось объяснять, на каких основаниях я сделала свои выводы по поводу работы со школами, которые предоставляют возможность дистанционного обучения. Ещё раз хочу сделать АКЦЕНТ на том, что я делюсь только своим личным мнением. Не хочу никого обидеть  или сделать рекламу.

За 6 лет я успела поработать с учениками, которые находились на экстернате или дистанционной форме обучения в таких школах Украины как «школа Экстернов» (что на проспекте 40-летия Октября), «Афины»,  «Джерело»,  «Оптима». Про остальные варианты слышала, но лично не сталкивалась.  Плюсы и минусы обучения предлагаю разобрать по пунктам.

1. Привязанность к месту.

В школе Экстернов и Афинах как минимум два раза в год нужно приезжать на очные сдачи контрольных работ и собеседования. В Оптиме и Джереле все сдачи, кроме экзаменов (4, 9, 11 класс), происходят онлайн вне зависимости от того, какую вы выбрали форму обучения: дистанционное или экстернат. Хотя Оптима с этого года предоставляет возможность сдавать ДПА 4-м и 9-м классам онлайн.

Лично я вижу большой ПЛЮС в очных сдачах (Афины и Школа Экстернов), так как ребёнок все время держит руку на пульсе, готовится к экзамену или контрольной. Это вырабатывает у учеников чувство ответственности и дисциплины. Но не раз были ситуации в вышеперечисленных школах, когда мы с детками готовились, приезжали на экзамен или собеседование, а нужного учителя нет в школе (человеческий фактор никто не исключал). Нужно опять договариваться, приезжать, подстраиваться по времени, что не всегда удобно.

В онлайн-сдаче этого нет. Сдаёте экзамены тогда, когда вам удобно, главное — не позже дедлайна. Но здесь другой минус — ребёнка появляется возможность расслабиться и хитрить. И тут уже ответственность за контроль знаний  лежит на родителях или репетиторе. Очень важно со всей серьезностью заняться контролем и тестированием ребёнка, а также, подбором репетитора по предметам, которые ученику тяжело осилить самостоятельно. Возьмите на заметку: при онлайн сдаче контрольных и экзаменов  нелегко сразу понять, хороший ли у вас репетитор. Ребёнок в школу не ходит — оценок нет. И не поймёшь, что он знает, например, по той же математике, пока не наступит время экзамена, который, к сожалению, тоже не всегда будет показателем. Не раз в стрессовой ситуации мои лучшие ученики такое ЧУДИЛИ. Вы должны понимать, что ребёнок на домашнем обучении не всегда сможет на время писать контрольную или экзамен ещё и вне дома. Поэтому такой стресс нужно время от времени создавать самостоятельно. И преподавателей по предметам, особенно для хоумскуллеров, тщательно подбирайте по отзывам и рекомендациям, пробуйте, щупайте, не бойтесь отказывать и искать, пока не найдёте СВОЁ!

ВЫВОД  по первому пункту. Если бы мне пришлось выбирать, то лично я все-таки бы отдала ребёнка в Оптиму или Джерело, так как это удобно. Можно работать блоками; сдавать контрольные в удобном месте и в удобное время. Но одновременно хорошенько бы занялась регулярным контролем знаний по особо важным предметам! (А тут уже каждый выбирает для себя, что Важно для его ребёнка. Вряд ли Вы будете проверять знания ребёнка по физкультуре. Хотя… А почему бы и нет. Общее развитие же должно быть).

2. Доступность материалов.

  • Школа экстернов. Вам предоставляют методичку с программой, школьные учебники, возможность поехать и взять несколько консультаций по предмету с учителем. (Информация актуальна на 2016-2017 учебный год. Прошу простить, если что-то изменилось). Онлайн -материал на тот момент не предоставлялся. Остальное дело за родителями. Составить план работы, организовать время сдачи, найти материал, если какой-то учебник не на 100 % соответствует программе, подобрать учителя при необходимости и т.п. Я сталкивалась не раз с проблемой при подготовке ученицы к экзамену. В методичке требования одни, в полученных учебниках материал не соответствует; на что опираться, готовя, например, химию, тяжело понять. На книгу? На методичку? Материал и конспект я ребёнку и сама могу дать, но мне же нужно знать хотя бы темы, которые моя ученица будет сдавать на экзамене, поскольку программа изучения химии порой отличается в разных школах. Вместе как-то разбирались и сдавали. Как справиться ребёнку самостоятельно — загадка.
  • Афины. Предоставляют онлайн-материалы, возможность консультации, но с системой все как-то очень запутано. Мы с мамой ученика долго пытались вникнуть, что, как и когда ему нужно выучить и сдать. Последний раз работала с Афинами 2017-2018 учебном году. Продержались месяца два и ушли. Если ничего не изменилось, то сразу говорю, что онлайн система не налажена совсем!
  • Джерело. Оптима. Пишу одним пунктом, поскольку пока что они одни на этом рынке заслуживают звания Онлайн-школ. Все, так сказать, чётко. Программа есть, требования есть, расписание есть, материалы есть, онлайн консультации также. На некоторые моменты ошибок в заданиях или нерабочие презентации лабораторных работ можно пока что закрыть глаза. Все-таки они первые в Украине. Есть ещё над чем поработать. Ученик может работать по плану, предоставленном школой, может корректировать сам или с репетитором в зависимости от выбранной программы обучения (дистанционное или экстернат). При экстернате у вас больше свободы действий. Но лично для меня плюсом Оптимы есть то, что в случае возникших проблем и вопросов, учителя отвечают на сообщения в течение 24 часов максимум. В Джереле порой приходится писать повторно и долго ждать ответ, учитывая то, что в заданиях пока что много несоответствий и ошибок, этот момент порой напрягает. Как по мне, в Оптиме  клиентоориентация все таки выстроена лучше. Этим она меня и привлекает.

ВЫВОД по второму пункту. Все-таки я бы осталась в Оптиме. Недоработок ещё достаточно, но, как могу наблюдать, с каждым годом все меньше и меньше. Пожелания мои, не как репетитора, а как человека. Во всех школах, которые предоставляют возможность домашнего обучения, не хватает видеоуроков. Далеко не все родители, переводя своё чадо на домашнее обучение, готовы нанимать репетиторов по всем предметам. Видеоуроки могут сильно упростить этот процесс.

3. Экстернат или дистанционная форма обучения?

  • Школа Экстернов, на сколько я знаю, предоставляет возможность только экстерната.
  • Афины. Если онлайн обучение, то также только экстернат.
  • Джерело и Оптима. Есть две формы: экстернат и дистанционное обучение.

ВЫВОД по третьему пункту. Мое мнение, что до 9-го класса включительно лучше дистанционная форма обучения (если только ребёнок не занят настолько, что у него на школу времени совсем нет), где есть программа, план и расписание. Это помогает ребёнку держать себя в тонусе и родителям хоть как-то контролировать процесс. 10-й и 11-й класс лучше экстернат с доступом к материалам. Так ученик может больше внимания уделять тем предметам, которые ему нужны для будущего поступления и сдачи ВНО. Предметы менее важные можно учить поверхностно. Получить хорошую оценку для аттестата таким образом несложно (две онлайн контрольные в год), а вот усилий приложить придётся в разы меньше, чем в обычной школе. Уж простите меня, но у меня до сих пор дёргается глаз, когда вспоминаю, как у меня ребёнок за два дня до ВНО по математике писал эссе по зарубежной литературе. При обучении на экстернате таких моментов можно избежать.

4. Цена.

Честно скажу: не интересовалась.  Поэтому выводы здесь сделать не могу.

Надеюсь: смогла быть полезной. Будут вопросы — обращайтесь. С радостью помогу.

 

Людмила Шувар,
репетитор математики, физики и химии,
друг образовательной студии Educator

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *